Крымский междугородний троллейбус является одной из визитных карточек всего региона в целом. Посмотреть междугородний троллейбус в Крыму я мечтал с самого детства, ведь родился я в небольшом городе, где присутствовало троллейбусное движение, но только в качестве городского транспорта. А в Крыму - междугородний троллейбус, словно эдакий электрический горный сайгак, преодолевает большие расстояния, встречая на своем пути поселки, поля, реки и даже горные массивы, ничем не уступая своим безрогим автособратьям, которыми мы привыкли пользоваться при необходимости передвижения между городами. И вот наконец моя мечта реализовалась, чем я и хочу с Вами поделиться.
Обладателем самого длинного маршрута троллейбуса является именно Крым, имея в своем арсенале междугороднюю линию. Длина самого протяженного троллейбусного маршрута 52 от железнодорожного вокзала Симферополя до троллейбусной станции в Ялте составляет 84 километра. Несколько лет назад был маршрут от аэропорта до Ялты и его протяженность была длиннее примерно на 10 километров, но после строительства нового здания аэровокзала он был отменен из-за отсутствия контактной сети до нового терминала. Время поездки по самой длинной троллейбусной линии составляет примерно 2 часа 20 минут. На линии работают российские "Мегаполисы" и "Богданы" украинского производства. Троллейбусы имеют междугороднюю схему расположения пронумерованных сидячих мест, и, как говорится, занимаем места согласно купленным билетам, которые, кстати, приобретаются в кассах на конечных станциях или у водителя, если садитесь на промежуточных остановках. Что касаемо сидений, то они в "Мегаполисах" такие же, как и в автобусах межгород - высокие и мягкие, а в украинских "Богданах" - улучшенная версия городских, и на них не очень удобно ехать два часа, но самое интересное не в салоне, а то, что можно увидеть по пути следования и на остановках.
Крымский горный троллейбус имеет более 60 остановок по пути следования из Симферополя в Ялту. Горный троллейбус в Крыму неповторимая по своей сути система, и его особенности можно заметить, начиная с Симферополя: линия наделена своей контактной сетью, чтобы иметь возможность обгона городских троллейбусов, таким образом на некоторых магистралях города можно увидеть 4 контактных линии - по два пути в каждом направлении, что позволяет двигаться в режиме экспресса, осуществляя остановки в городе по направлению к морю только по требованию и для посадки, а в обратном направлении только по требованию для высадки пассажиров. Горный крымский троллейбус имеет протяженную трассу и из его окон можно полюбоваться: колоритными постройками сёл, расположенных на пути следования; открывающимися видами на Алушту, до которой еще довольно далеко и город как на ладони; виноградниками и завораживающими видами на Чёрное море между Алуштой и Ялтой. Особенно хотелось бы отметить горные пейзажи, предстающие перед нами на подъездах к Ангарскому перевалу.
Троллейбус на Ангарском перевале вообще очень уникален, ведь он с легкостью преодолевает подъемы и серпантины, чтобы оказаться на высшей точке перевала, высадить очередных туристов и отправиться дальше в путь по горной дороге, а для пассажиров - прекрасная возможность прямо с остановки, потратив 1,5-2 часа, подняться в горы и насладиться восхитительными пейзажными видами летом или зимой. На Ангарском перевале троллейбус - настоящий трудяга, и именно поэтому здесь ему установлен памятник, напоминающий о том, что вот уже более полувека троллейбус с гордостью преодолевает все испытания, уготованные горной местностью, чтобы дальше служить на благо пассажиров. В качестве памятника на Ангарском перевале установлен троллейбус Skoda 9Tr19, 1974г. постройки. Памятник троллейбусу на Ангарском перевале в Крыму постоянно содержится в надлежащем состоянии и с момента первичной постановки в 2012г. обновлен уже два раза, таким образом эту важную роль взяла на себя уже третья по счету машина. Вот такая дань истории!
История крымского троллейбуса за последние 60 лет, как бы банально это не звучало, имела свои взлеты и падения, но все же начнем по порядку и с самого начала. Крымский троллейбус свою историю начинает в 1958г. - именно тогда его начали строить, отказавшись от идеи железнодорожного сообщения Симферополя с южным берегом Крыма. Строительство крымского троллейбуса решили разбить на два этапа:
Для истории Крымского троллейбуса 1959г. и 1961г. стали ключевыми датами. Каждый вправе любить или не любить советскую эпоху, но темпы строительства в советском союзе поражают своими сроками - понадобилось меньше трех лет, чтобы построить маршрут длиною 85 километров, а теперь на протяжении нескольких десятков лет не находится возможности реконструировать эту линию, которая со времен строительства целиком ни разу не реконструировалась. Пик развития Крымского троллейбуса пришелся на конец советской эпохи, когда интервал движения составлял 5 минут, а порой и того меньше. Начиная с 90-х интенсивность движения постоянно увеличивался дойдя до 20-30мин. в наше время. Хочется отметить, что несмотря на уменьшение рейсов, за последние годы подвижной состав на маршрутах всего Крыма был полностью обновлен. Будем надеяться, что с этого начнется новая эпоха, которая будет ознаменована развитием Крымского троллейбуса.